На следующей неделе в Санкт-Петербурге состоится второе российское свидание с теннисом в нынешнем году. Спустя неделю после окончания Кубка Кремля в свои законные права вступит St.Petersburg Open.
Энди родился в шотландском городке Данблан, который прославился на весь мир в марте 1996 года, благодаря бойне, в ходе которой руководитель скаутов начальной школы, где учился Маррей, Томас Гамильтон убил 16 детей и одну учительницу...
Турнир в культурной столице России станет уже четырнадцатым по счёту, а его призовой фонд, существенно выросший в последние годы, составит рекордные $ 1,049,000. В число сеянных попали четверо россиян – Николай Давыденко (2), Михаил Южный (4), Дмитрий Турсунов (6) и Марат Сафин (8). Помимо них в турнире примет участие и автор московской сенсации – Игорь Куницын. На две подряд победы россиянин вряд ли сподобится, тем более что состав питерского турнира будет посильнее московского. Основными соперниками россиян на пути к победе должны стать хорваты Марин Чилич (5) и Марио Анчич (7) и испанец Фернандо Вердаско (3). Ну а главным фаворитом турнира будет его прошлогодний победитель и первый номер посева британец Энди Маррей.
В прошлом году Маррей на одном дыхании провёл октябрьскую семидневку в Северной Пальмире. Победив поочерёдно белоруса Максима Мирного (6:2, 6:2), чеха Лукаша Длуги (6:2, 6:4), Дмитрия Турсунова (3:6, 7:6, 6:4), Михаила Южного (6:2, 5:7, 7:6) и Фернандо Вердаско (6:2, 6:3), он завоевал главный приз и выиграл третий турнир ATP на тот момент в своей карьере. Сейчас количество побед 21-летнего Энди уже выросло до шести, а в сентябре нынешнего года он достиг пика своей карьеры, выиграв турнир серии "Мастерс" в Цинциннати и взлетев на четвёртое место в рейтинге ATP. Ничего удивительного в таком прогрессе Маррея нет: он высок, подвижен, удивительно хорошо владеет ударами с обеих рук, особенно это касается бекхэндов, и к тому же играет в интеллектуальный теннис.
Энди родился в шотландском городке Данблан, который прославился на весь мир в марте 1996 года, благодаря бойне, в ходе которой руководитель скаутов начальной школы, где учился Маррей, Томас Гамильтон убил 16 детей и одну учительницу, а затем застрелился сам. Появление Энди Маррея в ATP-туре было весьма впечатляющим. В марте 2005 его, ко всеобщему удивлению британских любителей тенниса, вызвали в сборную на матч Кубка Дэвиса против Израиля. В парной встрече он вместе с Дэвидом Шервудом обыграл Джонатана Эрлиха и Энди Рама со счётом 6:4, 7:6 (7:5), 2:6, 7:6 (7:5) и принёс своей команде второе очко. Как оказалось впоследствии, то очко сыграло ключевую роль в победе над израильтянами (3:2).
Маррей стал первым шотландцем в Открытой эре, кому удалось пройти на Уимблдоне так далеко, и он, получив заряд уверенности, начал своё восхождение к теннисным вершинам.
Дальше – больше. Малоизвестный шотландец (Энди Маррей достаточно часто говорит, что он в первую очередь шотландец, а уже потом британец) дошёл до третьих кругов английского турнира Queen's Club и Уимблдона. Причём на последнем, получив wild card (на момент старта в турнире "Большого шлема" британец занимал 374-е место в табели о рангах ATP), он во втором круге выиграл у четырнадцатого сеяного чеха Радека Штепанека, а в следующем матче против аргентинца Давида Налбандяна (18) Энди и вовсе провёл фантастическое начало – 7:6, 6:1 в его пользу в первых двух сетах. Но опытный южноамериканец "нарисовал" в третьей партии юному хозяину корта "баранку", а затем спокойно дожал морально неокрепшее дарование. Тем не менее главный результат уже был достигнут – Маррей стал первым шотландцем в Открытой эре, кому удалось пройти на Уимблдоне так далеко. И он, получив заряд уверенности, начал своё восхождение к теннисным вершинам.
К концу года Энди, преодолев две с половиной сотни мест в рейтинге, попал на US Open, где успешно прошёл квалификацию. Однако в основной сетке ему не удалось продвинуться дальше второго раунда: два тяжёлых пятисетовых матча против Андрея Павела и Арно Клемана закончились по-разному. Если в матче первого круга британцу удалось дожать румына, то во встрече с французом к решающей партии у него не осталось никаких сил. Но это поражение нисколько не задело самолюбия Маррея и уже на следующем после Нью-Йорка турнире в Бангкоке он впервые в карьере вышел в финал турнира ATP, где вполне достойно проиграл первой ракетке мира швейцарцу Роджеру Федереру и переместился на 72-е место в рейтинге. В конце декабря по версии BBC он стал лучшим спортсменом года в Шотландии.
После яркого взлёта британец слегка сдал и в следующие два года выступал примерно на одном уровне. Но и этого вполне хватило, чтобы дважды подряд выиграть турнир в американском городе Сан-Хосе. В 2006 году на пути к своему первому титулу Маррей в полуфинале обыграл американца Энди Роддика, а в финале превзошёл австралийца Ллейтона Хьюитта – двух теннисистов топ-5. На следующий год ситуация повторилась. С той лишь разницей, что в финале Энди противостоял гигантский хорват Иво Карлович (рост – 208 см), но и он оказался бессилен против напора шотландца. Лучшими достижениями Маррея в эти два года стали четвёртые раунды Уимблдона-2006, US Open-2006 и Australian Open-2007, три полуфинала турниров серии "Мастерс" и уже упомянутая выше победа в Санкт-Петербурге.
Начало нынешнего года также складывалось для британца не совсем удачно, однако на Уимблдоне ему вновь, как и три года назад, удалось совершить прорыв. Энди на кортах всеанглийского лаун-теннисного клуба дошёл до четвертьфинала, убрав со своего пути весьма непростых соперников – французов Фабриса Санторо и Ришара Гаске, а также немца Томми Хааса. В четвертьфинале, несмотря на сумасшедшую поддержку трибун, он оказался слабее будущего чемпиона и первой ракетки мира Рафаэля Надаля. В целом, его выступление было признано удачным, но сам Маррей, желая доказать, что он способен сражаться с грандами мирового тенниса на равных, выдал затем фантастическую серию. Сначала он штурмовал турниры серии "Мастерс": вышел в полуфинал в Торонто и выиграл в Цинцинатти.Затем продемонстрировал феноменальный теннис на втором своём любимом турнире "Большого шлема" – US Open, где лишь в финале сложил оружие в борьбе с Федерером.
Список пострадавших по итогам этих походов нового шотландского короля достоин отдельного упоминания: швед Томас Юханссон, испанец Карлос Мойя, россиянин Дмитрий Турсунов, швейцарец Станислас Вавринка (дважды), аргентинец Хуан-Мартин Дель Потро, серб Новак Джокович (дважды) и даже сам Рафаэль Надаль. Лишь один человек сумел основательно подпортить Маррею в нынешнем году настроение – это тайванец Лу Ень-Хсунь, выигравший у нашего героя в первом круге на Олимпиаде в Пекине. "Не хочу ни перед кем оправдываться, — сказал Маррей после окончания того поединка. — У меня были шансы, но соперник действовал лучше в ключевые моменты встречи. Я приехал сюда за медалью и постараюсь её завоевать. Если бы я мог выбирать, выиграть одиночный или парный турнир, то я бы предпочёл успешно выступить вместе со своим братом Джейми". Однако и вместе с братом шотландцу тогда ничего не удалось.
Но отчаиваться он явно не собирается. Скорей, у него на это попросту нет времени. В октябре в его планах значатся два последних турнира серии "Мастерс" в Мадриде и Париже, между ними – поездка в Питер на защиту титула, а затем он впервые в карьере отправится в Шанхай на итоговый турнир года, где выступят восемь лучших теннисистов чемпионской гонки ATP. "Я провожу пока лучший сезон в моей карьере, и участие в итоговом турнире в Шанхае – это замечательное достижение. Не скрою, я рассчитывал попасть на этот турнир в начале года и теперь приложу все усилия для того, чтобы выступить там успешно", – сказал в одном из последних интервью британец.
Некоторые специалисты связывают прогресс Энди Маррея со сменой тренера. Напомним, в конце прошлого года шотландец отказался от услуг своего наставника и известного в прошлом теннисиста Брэда Гилберта и объявил о том, что отныне будет путешествовать по миру с командой тренеров и специалистов. И вскоре шотландец сдержал своё обещание. Главным тренером игрока стал Майлс Маклеган, тренерами по фитнесу были назначены Мэтт Литтл и Джез Грин, а физиотерапевтом – Энди Айленд. Очевидно,что та работа, которая была проведена этими специалистами в первой половине года, начинает приносить дивиденды. А если учесть, что Маррей ещё очень молод и ему есть, куда расти, можно с уверенностью констатировать, что с годами сражаться с этим парнем будет всё сложнее и сложнее.
Осознаёт это и сам Энди: "Одна из главных причин моего прогресса – психологическая уверенность, появившаяся со сменой тренера. Я начал думать на корте и передо мной сразу открылись новые горизонты. Мне есть куда стремиться и совершенствоваться. Но самое главное,что я знаю, что нужно для этого делать. Если в начале следующего сезона мне удастся выступить удачно на турнирах "Большого шлема" и серии "Мастерс", не вижу причин, по которым я не смог бы догнать Джоковича или кого-то ещё и закрепиться в тройке лучших мирового рейтинга. Как показал нынешний сезон, летом у лидеров наступает спад. Я же, напротив, уверенно играю на харде и на траве, поэтому у меня весьма неплохие шансы".
Давайте дождёмся полуфинала в Мадриде и узнаем, сможет ли Айвенго победить Буагильбера. Или же у теннисного романа будет другое продолжение.
На текущей неделе на турнире в Мадриде Маррей в подтверждение своих слов продолжил "снимать скальпы". Итальянцу Симоне Болелли (6:0, 2:1 – отказ), хорвату Марину Чиличу (7:5, 7:6) и француз Гаэлю Монфису (6:2, 6:2) оказалось не под силу остановить бесстрашного шотландца. В полуфинале это попытается сделать лучший игрок 21-го века – Роджер Федерер. Чем закончится этот матч, сказать сложно.Согласно статистике личных встреч, счёт ничейный (2-2), однако в обоих решающих матчах сильнее оказывался швейцарец. Для российских болельщиков не так важно, как закончится это противостояние, а вот жителям Санкт-Петербурга наверняка чуть больше симпатичен Маррей. И не только потому, что он выиграл турнир в прошлом году и приедет на следующей неделе в Северную Венецию вновь. Молодой британец удивительно похож на романтичного рыцаря Уилфреда Айвенго из одноимённого романа Вальтера Скотта. Того самого Айвенго, служившего королю Ричарду Львинное Сердце и принявшему бой от храмовника Бриана де Буагильбера, которого он уже побеждал на рыцарском турнире ранее.
Причём здесь Санкт-Петербург, спросите? Всё очень просто: Санкт-Петербург – культурная столица России, а Вальтер Скотт у нас в стране всегда был одним из любимых писателей. Так что давайте дождёмся полуфинала в Мадриде и узнаем, сможет ли Айвенго победить Буагильбера. Или жн у теннисного романа будет другое продолжение.