Марат Сафин: "Этот сезон может оказаться последним"
Турнир St. Petersburg Open стал для 28-летнего Сафина предпоследним в этом сезоне. Из Петербурга он отправился в Париж, а затем, по словам самого Марата, будет отдыхать, собираться с мыслями и решать: стоит ли ему продолжать карьеру.
Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга
ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ УЖЕ НЕ ПРОСТО
- Как бы вы оценили для себя уходящий сезон?
- Он получился сложным и, как всегда, длинным. К тому же год начался не слишком хорошо - результаты, которых я ожидал, не пришли. Хорошо, что в конце концов ситуация как-то более-менее выровнялась. Не могу сказать, что блистал по ходу сезона, но, во всяком случае, в итоге все оказалось не так уж плохо.
- Имеете в виду тот факт, что в начале сезона стояли в рейтинге 70-м, а сейчас практически входите в первую тридцатку?
- В общем - да.
- То есть сезон, скажем, на "четверку" оценить можно?
- Мне не хотелось бы в принципе оценивать его таким образом - как получилось, так получилось. "Загоняться", корить себя за что-то, сейчас нет никакого смысла. Слава богу, что я вообще еще могу бегать по корту. Ведь все могло закончиться ровно три года назад (тогда Марат Сафин получил очень серьезную травму колена - Прим С.Ц.). Поэтому уже сам факт, что я могу играть и нормально бегать - меня вполне устраивает.
- А удовольствие от игры по-прежнему получаете?
- Иногда делать это бывает очень сложно. Постоянные тренировки, стрессы, переживания, перелеты, подвешенное состояние из-за того, что ты, вроде бы, обязательно должен выигрывать, доказывать всем и вся свою состоятельность… Все это вращается вокруг тебя, так что расслабиться и получить удовольствие от игры или от жизни в такой обстановке бывает не просто. Конечно, когда ты сам играешь здорово или обыгрываешь сильных соперников - это другое дело. Но, как правило, чтобы дойти до этих самых сильных игроков, мне нужно проходить три-четыре круга, встречаясь с теннисистами из своего окружения по рейтингу. Вот и получается, что с одной стороны надо "ковыряться" с ними, а с другой - многие из них сейчас тоже здорово играют. Удовольствие в такой ситуации, повторюсь, получить сложно. Ведь в профессиональном теннисе не все так просто, как кажется: мол, вышел, помахал ракеткой, всех победил и ушел. Это очень сложная работа. Очень! Со своими нюансами и, порой раздражающими, факторами. Одним словом, то, что люди видят по телевизору - это одно, а то, что находится за пределами картинки - несколько иное. Но ведь многие не вникают в это и считают теннис элементарным видом спорта, в котором ты вышел на корт, полтора часа поиграл, получил деньги и поехал дальше.
ОЧЕНЬ РАД ЗА ДИНАРУ
- Сезон не может считаться плохим, если в нем теннисист оказался в полуфинале Уимблдона. Согласны?
- Конечно. Тем более, что в этом году мне удалось показать свой лучший результат именно на Уимблдоне. Хотя ничего подобного и даже близкого к этому результату я от себя, если честно, не ожидал. С другой стороны - это был приятный момент, все оказалось здорово, но не более того.
- Давайте чуть задержимся на этом, как вы говорите, приятном моменте и вспомним, как для вас складывался Уимблдон. Вы, например, сразу почувствовали, что у вас там "пойдет" или обретали уверенность от матча к матчу?
- По-моему все получалось спонтанно, само собой. Во всяком случае, того, что в Лондоне я "наиграю" на полуфинал, повторюсь, не ожидал. Хотя бы потому, что по-прежнему чувствую себя на траве не слишком уверенно. Привыкнуть к отскоку на этом покрытии и к особенностям передвижения мне, так как я высокий, довольно тяжело. Но, где-то зацепился, где-то почувствовал, что могу, в чем-то повезло - так все на Уимблдоне и вышло.
- А "зацепить" в полуфинале Федерера можно было? Тем более, что один из сетов вы уступили швейцарцу только на тай-брейке?
- Можно было, но трава, подчеркну еще раз, не мое покрытие. Плюс, надо признать, что игра швейцарца была на уровень выше.
- В этом году в календаре теннисистов-профессионалов был и олимпийский турнир. Не сожалеете, что не попали в Пекин?
- Я уже выступал на двух Олимпиадах, но ничего на них не добился. Поэтому ехать в третий раз, тем более совершать перелет из Америки в Китай, чтобы вылететь в первом-втором круге, особого смысла не было. Я ведь отдавал себе отчет, в какой форме находился и понимал, что "ловить" в Пекине мне нечего.
- Зато, видимо, здорово переживали за сестру Динару, ставшей в итоге серебряным призером Игр?
- Да, конечно. У нее получилось намного лучше, чем у меня. Здорово, что хоть один представитель нашей семьи отличился на Олимпиаде. Так что очень, очень рад за сестру. Жаль только, что организаторы Олимпиады подвели, сделав так, что все было против Динары. Вместе с тем, это спорт, где у каждого свои интересы. Поэтому чего-то подобного, особенно когда стало ясно, что за медали придется бороться с китаянкой, стоило ожидать.
- Но справедливость в какой-то степени восторжествовала. Например, именно Динару Сафину многие болельщики считают главной героиней Олимпиады.
- Это тоже приятно. Думаю, сама Динара все это оценивает и понимает. Но ей успехи также даются очень тяжелым трудом. Ведь в начале года у нее были спады, потом все более-менее выровнялось, но в какой-то момент накопилась определенная усталость - не каждый организм может выдержать такие нагрузки. Однако в последние четыре месяца Динара оказалась лучшей по результатам, показывая при этом отличный теннис. Добиться того, что удалось ей в этом году - серебро на Олимпиаде, финал "Ролан Гаррос", второе место в рейтинге под занавес сезона - под силу далеко не каждому.
РАЗ НА РАЗ НЕ ПРИХОДИТСЯ
- Если вернуться к вашим выступлениям в этом сезоне, то их график в какой-то степени напоминал синусоиду, пики которой приходились ближе к турнирам "Большого Шлема"…
- Закономерности тут нет, потому что предсказать, как ты будешь играть на следующей неделе - практически невозможно. Например, мне удалось здорово выступить в Москве на "Кубке Кремля", а потом я приехал в Санкт-Петербург и оказался в совершенно непонятном состоянии. С одной стороны, очень хотелось сыграть как можно лучше, с другой - и мяч на ракетке не сидел, и двигаться было почему-то тяжело. Одним словом, чувствовал себя не в своей тарелке, а почему - толком не объяснишь. В итоге мне самому было неудобно - приехал на российский турнир, но проиграл во втором же круге Голубеву.
- В конце-концов этот молодой теннисист из Казахстана дошел в Питере до финала…
- Да, но от этого не легче. Конечно, теннис сейчас выровнялся и каждый может обыграть каждого. Тот же Голубев блистательно играл со мной, а на следующий день совершил на корте такое количество ошибок… Будь их столько же в нашем матче - этого вполне могло хватить для моей победы. Все это достаточно обидно и лишний раз подчеркивает, насколько сейчас не просто играть в теннис с той же молодежью, которая и хочет это делать, и может, плюс очень старается.
- Какой турнир вам самому понравился в этом году больше всего?
- Мне традиционно очень нравится играть в Австралии. Пусть мой результат в этом году оставлял желать лучшего, но сам Australian Open мне весьма импонирует. Там очень доброжелательная обстановка, замечательное отношение к игрокам, люди - в высшей степени гостеприимные. В такой обстановке не чувствуешь никакого прессинга. Наоборот - только желание помочь. Поэтому играется и живется там легко.
СБОРНАЯ ПОМОГЛА НАЙТИ ФОРМУ
- В этом году вы лишь один раз выступили за сборную России - в матче с чехами.
- И именно после этой встречи на Кубок Дэвиса обрел хоть какую-то более-менее приличную форму, заиграл в какой-то момент здорово. А вообще в том матче с чехами для меня все сложилось удачно, для сборной тоже - поэтому в этом плане все в порядке.
- Получилось, что тот раунд Кубка Дэвиса стал для вас своеобразной подзарядкой?
- В этот раз - да.
- С другой стороны, на игру с Аргентиной вы уже не поехали…
- А вот на тот момент я уже находился в ужасной форме и смысла туда ехать не было никакого. Был уверен, что ребята сыграют намного лучше, чем я.
ПРАВО НА ЛЮБОЕ РЕШЕНИЕ УЖЕ ЗАСЛУЖИЛ
- Каковы ваши планы на будущее, на следующий сезон?
- Пока не знаю, а загадывать не берусь. Пусть это сезон закончится, а дальше - посмотрим. Если будет желание играть - буду играть. Если нет - поглядим.
- Неужели будете заканчивать в 29 лет?
- Сначала надо отдохнуть, а там, повторюсь, видно будет.
- А сборная? Ведь за нее, наверное, можно играть, не разъезжая постоянно по турнирам АТР.
- Если играть, то играть, а если нет - то нет. Ведь даже если выступать только за сборную, все равно нужно тренироваться в полную силу, готовиться к выступлениям. Но без игровой практики все это может превратиться в бессмыслицу.
- Что может подвигнуть вас зимой на то или иное решение?
- Буду ориентироваться на свои чувства, желания, мироощущение. Все-таки я уже довольно давно профессионально играю в теннис - целых 11 лет. Поэтому на многие вещи сейчас смотрю несколько по-другому, нежели раньше. Некоторые из них уже не нравятся. Нет, по большому счету, меня все устраивает, но моя теннисная история была довольно долгой и сейчас хочется многое обдумать. Мне кажется, что своей карьерой я заслужил право на принятие любого решения. Тем более, что все, чего я мог добиться в теннисе, я, в общем-то, уже добился и, глядя назад, особых поводов для разочарования не вижу.
"Спорт-экспресс"